ПОЛОЖЕНИЕ
О НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ УЧАЩИХСЯ
Москва, 2009
- Общие положения
- Научно-исследовательская деятельность учащихся – процесс совместной деятельности учащегося и педагога по выявлению сущности изучаемых явлений и процессов, по открытию, фиксации, систематизации субъективно и объективно новых знаний, поиску закономерностей, описанию, объяснению, проектированию.
- Целью научно-исследовательской работы учащихся является создание условий для развития творческой личности, ее самоопределения и самореализации.
- Формировать интересы, склонности учащихся к научно-исследовательской деятельности, умения и навыки проведения исследований;
- Развивать интерес к познанию мира, сущности процессов и явлений (науки, техники, искусства, природы, общества и т.п.);
- Развивать умения самостоятельно, творчески мыслить и использовать их на практике;
- Способствовать мотивированному выбору профессии, профессиональной и социальной адаптации.
- Организация научно-исследовательской работы учащихся
- Научными руководителями учащихся являются учителя, преподаватели вузов, педагоги дополнительного образования или иные работники.
- Направление и содержание научно-исследовательской работы определяется учащимся совместно с научным руководителем. При выборе темы можно учитывать приоритетные направления стратегии развития гимназии и индивидуальные интересы учащегося и педагога. Тема утверждается научным руководителем по согласованию с предметной кафедрой.
- Научный руководитель консультирует учащегося по вопросам планирования, методики, оформления и представления результатов исследования.
- Формами отчетности научно-исследовательской работы учащихся являются: доклады, научные статьи, стендовые отчеты, компьютерные программы, видеоматериалы, приборы, макеты и др.
- Лучшие работы учащихся могут быть поощрены дипломами, ценными подарками, рекомендованы к представлению на научно-практические конференции, конкурсы, симпозиумы различного уровня, олимпиады и т.д.
- Виды научно-исследовательской деятельности учащихся
- Аналитико-систематизирующий: наблюдение, фиксация, анализ, синтез, систематизация количественных и качественных показателей изучаемых процессов и явлений;
- Диагностика-прогностический: изучение, отслеживание, объяснение и прогнозирование качественных и количественных изменений изучаемых систем, явлений, процессов, как вероятных суждений о их состоянии в будущем; обычно осуществляются научно-технические, экономические, политические и социальные прогнозы (в том числе в сфере образования);
- Изобретательско-рационализаторский: усовершенствование имеющихся, проектирование и создание новых устройств, механизмов, приборов;
- Экспериментально-исследовательский: проверка предположения о подтверждении или опровержении результата;
- Проектно-поисковый: поиск, разработка и защита проекта – особая форма нового, где целевой установкой являются способы деятельности, а не накопление и анализ фактических знаний.
- Критерии научно-исследовательской деятельности
- Актуальность выбранного исследования.
- Качественный анализ состояния проблемы, отражающий степень знакомства автора с современным состоянием проблемы.
- Умение использовать известные результаты и факты, знания сверх школьной программы.
- Владение автором специальным и научным аппаратом.
- Сформулированность и аргументированность собственного мнения.
- Практическая и теоретическая значимость исследования.
- Четкость выводов, обобщающих исследование.
- Грамотность оформления и защиты результатов исследования - см. Приложение.
Для реализации поставленной цели решаются следующие задачи:
Основными видами научно-исследовательской деятельности учащихся являются:
ПОЛОЖЕНИЯ
|
ПОБЕДИТЕЛИ И ПРИЗЕРЫ
НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИХ КОНФЕРЕНЦИЙ
в 2010-2011 уч. году.